Перед Вами картина известного советского художника-фантаста Андрея Константиновича Соколова "Через кратер". Меня с детства восхищали его космические пейзажи, фантастические виды далеких планет и работы, посвященные современной космонавтике. (Кстати, многие из его картин написаны в соавторстве с летчиком-космонавтом СССР Алексеем Леоновым). Но мы рассмотрим эту картину немного с другой стороны - а все ли правильно изображено на ней с точки зрения астрономии?
На картине изображен "Луноход-1", который работал на поверхности нашего спутника в 1970 г. Места посадок советских космических автоматов известны (см. карту) и мы можем вполне обоснованно приступить к небольшому расследованию...
Сначала выясним, какой угловой размер имеет Земля при наблюдении с Луны - она послужит нам своеобразной масштабной линейкой:
Диаметр Земли DЗемли=12750км
Среднее расстояние от Земли до Луны L=385000км
Угловой диаметр Земли D'З=arctan(DЗемли/L)=1.9°
В первую очередь привлекает внимание низкое положение Земли - на картине её центр не выше 1.5° над лунным горизонтом! А это значит, что точка посадки Лунохода должна находиться в 1.5° от края видимого диска Луны. Ну, если учесть либрации Луны (небольшие видимые "покачивания" Луны, вызванные эллиптичностью и наклоном ее орбиты - до 7° по долготе и 6° по широте), можно сказать, что изображенный на картине Луноход должен находиться в полосе от 7.5° на видимой стороне Луны до 4.5° на обратной. Еще одну привязку может дать направление освещения Земли - на картине Солнце освещает Земной шар строго горизонтально. Лунный экватор наклонен к эклиптике (а значит, и к направлению на Солнце) на 1.5°, следовательно, Луноход находится не далее 1.5° от одного из полюсов Луны! Как видим, освещенность Земли позволяет определить положение еще точнее. Правда, лунный пейзаж на картине освещен несколько иначе - судя по теням (обратите внимание на тень на боковой поверхности Лунохода), Солнце находится намного выше, и это более соответствует реальности... Словом, изображение Земли, так оживляющее картину, здесь явно лишнее...
Есть на картине неточности и в изображении Лунохода - его остронаправленная антенна "смотрит" куда-то влево-вверх, на изображение Земли, но совсем не в направлении Земли; антенна должна быть направлена почти точно от зрителя - всего на 3° левее и 1° выше. Крышка приборного отсека, на внутренней поверхности которой были смонтированы солнечные батареи, устанавливалась перпендикулярно направлению на Солнце и на картине она должна быть поднята...
А на какой же высоте над горизонтом находилась Земля в местах работы Луноходов? Для ответа нам не придется выполнять сложных вычислений - достаточно выполнить простейшие геометрические построения на карте Луны с отмеченной точкой посадки.
Построим прямую, проходящую через центр Лунного диска O и точку посадки L, затем - затем перпендикуляр к ней в точке посадки до пересечения с краем диска Луны. Мы получили как бы вид сбоку, где направление LL' соответствует направлению к Земле, а угол между горизонтом и этим направлением равен угловому расстоянию точки посадки L' от края видимого диска R - т.е. углу DOL' Теперь его можно легко измерить - в нашем случае он равен 42°, Значит, с учетом либраций, в точке посадки "Лунохода-1" Земля могла находиться на высоте от 36° до 48°.
К сожалению, подобные неточности в космической живописи встречаются достаточно часто...
А.Леонов, А.Соколов "Луна-16"-Космический геолог |
А.Леонов Бур исследует Море Изобилия |
А.Леонов, А.Соколов Первая ночь Лунохода |
А.Соколов Мягкая посадка "Луны-9" |
А.Леонов, А.Соколов Лунный цветок ("Луна-9") |
А вот и новое пополнение коллекции! И снова луноход, только американский. В одной из версий рекламы Яндекса изображен такой вот милый пейзаж - и снова художник перестарался, "оживляя кадр" вклеенным не к месту изображением Земли у лунного горизонта, да еще и совершенно неправильно освещенной. Увы...
СОКОЛОВ
Андрей Константинович
(29.09.1931— 16.03.2007)
- художник-фантаст, народный художник РСФСР.
Окончил Московский архитектурный институт в 1955 году, с этого же времени - участник художественных выставок.
С детства любил фантастику и первые работы в жанре научно-фантастической живописи он посвятил роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году всё творчество А. Соколова посвящено теме освоения космоса — он первый в мире художник, который начал рисовать открытый космос, не выходя из мастерской.
Рисунки темперой на картоне и полотна, написанные маслом на холсте, отличает подробная пропись деталей конструкции космических кораблей, пейзажей, космических явлений. Некоторые его полотна представляют собой как бы сериалы: этапы строительства космической станции, высадка на Луне, Марсе, Венере, спутниках планет.
Начиная с 1965 года соавтором А. Соколова стал космонавт Алексей Леонов. В 1990-х годах А. Соколов участвует в совместной работе с американским художником Р. Макколом.
Творчество А.Соколова оказало влияние на работу других деятелей науки и культуры. Под влиянием его картины «Лифт в Космос» знаменитый фантаст Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Рассказ «Пять картин» Иван Ефремов посвятил Соколову.
Полотна Соколова выставлялись в Смитсоновском институте (США), в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио, Минска, многих городов России.